Как отмечают исследователи, 15% опрошенных американцев сообщили, что им достаточно того доступа к Интернету, какой они имеют на работе. Еще 30% сообщили, что Интернет их не интересует вообще. Часть оставшихся респондентов заходит в Интернет только для получения и отправки почты, и лишь 35% используют Интернет регулярно. Кроме того, развитие мобильных технологий изменило и схему доступа к Сети. Так, согласно данным исследовательской организации Pew Research Center, 34% пользователей Интернета в США, включая владельцев лэптопов, сотовых телефонов и телефонов с функцией PDA, пользуются беспроводной связью. Опрос так же показал, что 20 процентов пользователей Интернета сегодня пользуются мобильными сетями дома, это, например, в два раза больше, чем было в январе 2005 года. Согласно результатам опроса, 39% пользователей беспроводной связи используют лэптоп. Каждый четвертый (25%) интернет-пользователь подключается к Интернету с помощью сотового телефона, и каждый восьмой (13%) - с помощью телефона с функцией PDA. Как правило, пользователи, применяющие технологии беспроводного доступа, значительно чаще проверяют свою электронную почту и просматривают текущие новости, а многие в основном на этих функциях и ограничивают свой серфинг по интернету.
Но и это не все, борьба за всеобщую интернетизацию все же продолжается. На последней встрече Глобального альянса по использованию информационно-коммуникационных технологий в целях развития (Global Alliance for Information and Communication Technologies and Development) речь шла о снижении стоимости доступа к Интернету. По мнению многих участников, именно это станет следующим после появления доступных мобильных телефонов шагом на пути к сокращению 'цифрового неравенства' между государствами. Пока же лишь 13% населения Земли имеют доступ к Интернету. 90% процентов из них проживают в промышленно развитых странах, а пропасть между отдельными странами и регионами в области информационных технологий усугубляется. Находятся и те, кто бьет в набаты и призывает осторожно относиться к всеобщей интернетизации.
На этом фоне, компьютерная техника хоть и снизила темп развития по сравнению с концом 90-х годов ХХ столетия, но все же продолжает еще развиваться 'семимильными шагами'. Счет частоты процессоров идет на гигагерцы, а экспериментальных машин и на террагерцы. Никого уже не удивляют и двуядерные компьютеры. Во многом, такие тенденции развития являются причиной удержания ценовых позиций, пользователю предлагают за те же деньги более современные компьютеры. И всё же, не взирая на бюджетный сегмент рынка, как и прежде, для большинства людей, во многих странах мира, компьютеры все еще дорогое удовольствие. Именно этот сдерживающий фактор и пытаются преодолеть производители, продвигая на рынок сверхдешевые персональные компьютеры. Лидеры компьютерного рынка считают, что такой шаг позволит им выйти на рынок неразвитых и развивающихся стран и, в конце концов, втянуть их в компьютерную эпоху. Другой малобюджетной группой потребителей являются дети, так, наверное, думают производители компьютеров для самых маленьких, выпускающих нечто среднее между игрушкой и компьютером. Компьютеры этой категории хоть и максимально урезаны по своей функциональности, но все же приучают будущее поколение к компьютеру, как к необходимому инструменту жизни.
Помнится еще каких-то 5-7 лет назад то тут, то там появлялись телевизоры, холодильники, принтеры, свч-печи и чайники подключенные к Сети. Их производители пророчили громадное будущее своим продуктам, но то ли потребители ещё не успели их оценить по достоинству, то ли от этих продуктов ожидали чего-то другого, в общем, после всемирного пиара, эта тема тихо сошла на нет. Всем понятно, чтобы такие инструменты пользовались повышенным спросом, Интернет должен стать повсеместным и необходимым ресурсом, пронизывающим всю нашу жизнь. И хоть цивилизация мелкими шажками, но идет в этом направлении, все же до таких стандартов многим еще далеко. А создавать несколько десятков устройств для фанатов и профессионалов ни одному производителю не интересно.
Не отстают от технического развития и технологии Интернета. В связи с тем, что число пользователей мобильных телефонов, имеющих доступ к Интернету, уже превышает число компьютеров, имеющих такой же доступ, на рынке стало появляться все больше и больше разносторонних wap -ресурсов. Причем, по мнению некоторых экспертов, этот рост показывает такую же динамику, как в свое время и развитие web-ресурсов. Доменная зона mobi сегодня не менее популярна, чем, скажем, com или net, а самые 'горячие' домены этой зоны были раскуплены еще в первые месяцы после начала продаж. На такой массовый рост отреагировали и многие компании, предоставляющие услуги хостинга для сайтов, теперь бесплатный хостинг доступен и для частных wap- ресурсов. Некоторые разработчики вслед за технологией Web 2.0, заговорили о рождении Web 3.0 (или, по крайней мере, о следующем этапе развития Web), основное отличие которой в том, что эта технология более очеловечена (функции поиска, обратной связи и т.п. исполняют реальные люди, операторы,а не безликие программы и работы). Правда, нашлись и противники этой идеи, которые утверждают, что такой подход приведет только к удорожанию услуг, которые будут представляться таким образом и потому они не получат широкого распространения, заняв свой, очень узкий сегмент рынка.
Чего же ждать от Интернета после всего сказаного? Начнем с того, что за последние 5-7 лет кардинальным образом изменилась аудитория пользователей Интернета. Если в пору всемирного становления Сети основным, среднестатистическим пользователем считался мужчина, возрастом от 25 до 35 лет, то за последние годы число основных пользователей не только помолодело, но и более феминизировалось. Женщины, со своим эмоциональным восприятием мира, требуют другого контента, других подходов в дизайне и формировании структуры сайта. А с учетом того, что по статистике, это среднестатистическая женщина, возрастом около 30 лет, работающая в офисе, не являющаяся специалистом в IT и, скорее всего, относящаяся к категории массового потребителя, то это рано или поздно не может не заинтересовать маркетологов. В ответ можно ожидать множество веб-ресурсов так или иначе сориентированных на женскую аудиторию. К этой категории потребителей придется присмотреться многим, от Интернет-магазинов, которым придется разбавлять товарную группу сугубо женскими товарами, до разработчиков различных программ, учитывая потребности этой, постоянно растущей группы пользователей.
Постоянное расширение беспроводной связи, конечно, привлекает и удерживает пользователей, что не может не радовать провайдеров. Но с другой стороны, конечные потребители чаще всего беспроводной связью пользуются в общественных местах, а значит, пользователи используют такой доступ для развлечения, получения новостей и электронной почты, краткосрочного он-лайн общения и т.п. Во многом, время, затраченное на такой доступ в общественных местах, достаточно ограниченно. Другой, большой группой пользователей беспроводной связи, являются корпоративные потребители - мобильные или удаленные офисы банков, страховых компаний, крупных предприятий, интернет-провайдеры и разного рода Интернет-клубы, кафе. У этих потребителей совсем другие цели, задачи и потребности. Во многом, благодаря этому сегменту и будет развиваться в ближайшее время беспроводный Интернет. Число же домашних пользователей хоть и растет, однако не может сравниться с корпоративным сегментом. Но как бы там ни было, несмотря на пиар и многочисленные публикации в течение последних лет по поводу невероятных перспектив беспроводной связи, пока что такая связь может рассматриваться лишь как дополнительный инструмент к уже существующим проводным сетям. И надо полагать, в ближайшие несколько лет она такой и останется.
Отдельной группой можно считать пользователей мобильных устройств - телефонов, смартфонов, PDA, использующих доступ к Всемирной Сети посредством WAP или GPRS. Число персональних мобильных устройств уже превышает число персональних компьютеров, а это не может не сказаться на облике Интернета. Прогресс в области этих устройств повлиял на появление множества WEB и WAP ресурсов, предлагающих пользователям мобильных устройств мелодии, клипы, заставки и другой мобильный контент. Правда, низкий уровень квалификации пользователей пока что не позволяет развиваться этому сегменту теми темпами, на какие рассчитывают операторы. Лишь незначительная часть наиболее продвинутых абонентов (по одним данным 43% пользователей, по другим не более 25%) умеет пользоватьcя WAP и настраивать программное обеспечение собственного телефона. Остальные же, даже настроив софт, просто не знают, как 'заходить' по WAP ссылкам, полученным из телерекламы или по SMS. А первые неудачные попытки получить любимую мелодию по WAP, могут надолго отбить желание попробовать сделать то же самое вновь. К слову, одними из основних потребителей подобных сервисов являються представительницы все той же прекрасной половины человечества. Но, скорее всего, этот вопрос в ближайшее время будет решен путем унификации настроек, настройкой на стороне оператора или путем выхода на рынок кастомизированных (предварительно настроенных на wap-ресурс оператора) телефонов, специальных программ, утилит и т.п. Вот тогда, по мнению многих операторов VAS (Value Added Services, у нас переводят как 'мобильный контент'), наступит золотое время этой отрасли, со всеми вытекающими - громадными прибылями, новыми сервисами и продуктами.
Нельзя обойти вниманием и уровень роста электронной коммерции, обороты которой растут год от года. По данным различных исследователей, если еще несколько лет назад стоимость среднестатистической покупки превышалa сто долларов, то ныне эта цифра существенно ниже, что с учетом роста числа сделок говорит о том, что увеличился объем покупок стоимостью до 10 или даже 5 долларов. С этим трудно спорить, если вспомнить, что несколько лет назад пользователи совершенно беcплатно пользовались файлообменником Kazaa для скачивания музыки. Теперь же эта процедура платная, как стали, за эти годы, платными и загрузки мобильного контента.
Кроме того, как считает маркетинговая компания Forrester, многое из того, что сегодня еще бесплатно, в ближайшее время все равно станет платным. 'Халява' окончательно уходит из Интернета! Привычки пользователей претерпели заметные изменения, если еще 5-6 лет назад Интернет воспринимался ими как среда, где можно многое получить бесплатно, то ныне все больше пользователей Всемирной Сети платят за Интернет-контент. В прошлом году примерно каждый пятый пользователь Интернета покупал какую либо информацию в Сети. Две трети из покупателей приобретали видео- или аудиопродукты. Сегодня в сети продают фактически всё, от ссылок и идей, каких-то нематериальных образов, героев он-лайн игр и т.п. Это вызывает бурю восторга у сторонников электронной коммерции и настораживает противников глобальной интернетизации. По словам последних, в ближайшее время сайты газет и журналов непременно воспользуются такой тенденцией и начнут повсеместно взимать плату за новости и статьи, наиболее популярные блоги будут распространяться через подписку, при этом, зарабатывая больше, чем сегодня предлагают разно рода спонсоры и т.п.
Трудно сказать будет ли это так, но еще труднее предположить, что будет с Интернетом через 5 или 10 лет. Сегодня лишь можно утверждать, что в ближайшие годы Интернет ждут серьезные изменения.