Многие полагают, что махорка – просто низший сорт табака. Глубокое заблуждение! Это самостоятельное растение, близкий родственник табака, но все же не тот привычный табак, который выращивают как сырье для сигарет. В старину запросы были не такие, как теперь – обходились без машин, без электричества, без самолетов, без телевизоров и даже без Интернета. А вот без махорки обойтись не могли. Вся история нашей страны прочно связана с нею. Присядет ли крестьянин отдохнуть возле пашни, выйдет ли рабочий после смены из цеха, опустит ли ружье солдат во время передышки между боями – у каждого в руках она, незаменимая спутница мужчины, махорка.
Многие полагают, что махорка – просто низший сорт табака. Глубокое заблуждение! Это самостоятельное растение, близкий родственник табака, но все же не тот привычный табак, который выращивают как сырье для сигарет. Родословную ведет от дикого табака, произраставшего в Южной Америке. Там ее и обнаружили в начале XYI века европейские мореплаватели. В отличие от картошки, махорка первоначально попала в Россию, и лишь столетие спустя распространилась в Восточной и Центральной Европе.
С тех пор чуть ли не до середины ХХ века махорка успешно конкурировала с табаком. Все-таки на вкус и на запах она несколько иная. Потому и не правы те, кто полагает, что махорка заменяла собой табак для людей бедных. Ничуть не бывало – для разнообразия ее курили и нюхали представители всех слоев населения. И если дамы с удовольствием понюхивали махорочку, а господа набивали ею трубки, то мужики крутили знаменитые «козьи ножки».
Создать такую папироску – целое искусство. Во-первых, нужна тонкая папиросная бумага. Поскольку ее всегда не хватало и стоила она не дешево, в ход шла газета. Во-вторых, нужно было уметь скрутить «лодочку», насыпать в нее нужное количество махорки, а затем свернуть трубочкой. Края бумаги склеивались слюной.
Весь этап теперь можно увидеть лишь в фильмах про войну. Люди старшего поколения помнят замечательную песню «Давай закурим» в исполнении К.И. Шульженко. Актриса очень точно имитировала процесс создания «козьей ножки».
Есть у махорки еще одно благородное предназначение: она незаменима в садово-огородном деле. Можно, конечно, травить многочисленных жучков, мушек и блошек токсичными химическими препаратами (которые благополучно перейдут в урожай), а можно использовать беспроигрышное средство – табачную пыль. Так же как отходы от производства сигарет, отходы махорочного производства становятся чрезвычайно полезной пылью.
Впрочем, ее и покупать не обязательно. Гораздо лучше высадить на своих шести сотках немного махорки – ухода-то она почти не требует. А листья раскладывать по всему участку. И тогда многомиллионная армия маленьких крылатых нахлебников в одночасье переселится на огороды ваших «бестабачных» соседей. Лучшего способа борьбы с вредителями и болезнями растений человечество пока что не придумало. Роман Старчинский.Что касается чисто курительных свойств, то махорка хороша сама по себе, но широко применяется и в качестве сырья для насвая. Это такие зеленые шарики, приготовленные из смеси махорки, пепла от сжигания льна, пряных растений, масла и гашеной извести.
Насвай не курят, а жуют. Вернее, кладут в рот за верхнюю или нижнюю губу и просто держат. При этом глотание слюны не допускается, иначе начнется рвота и понос.
Насвай – неплохое средство для того, кто бросает курить. А вот входя привычку, он становится опасен, вызывая хронические заболевания полости рта и желудочно-кишечного тракта.
Как растение махорка в отличие от табака неприхотлива. Прекрасно себя чувствует на всех широтах, даже в Заполярье. Пусть там меньше тепла, зато гораздо больше солнца (в белые ночи почти 24 часа в сутки), а махорка солнечный свет уважает больше, нежели тепло.
У нас ее выращивали и на севере, и на юге, и на государственных плантациях, и в крестьянских усадьбах – потребности в старину были огромные.
К началу прошлого столетия махорочная индустрия прочно заняла одно из первых мест в производстве, выражаясь современным языком, товаров народного потребления. И в то же время в погоне за прибылями начала поставлять на прилавки элементарную халтуру.
Это благодаря недобросовестным фабрикантам в обиход вошло слово бадилье, ставшее нарицательным, означающее нечто пустое, поддельное. На самом деле бадилье – это стебли растения, листья которого идут на изготовление табака. Перемолотое бадилье начали добавлять в махорку, причем все больше и больше. Кончилось тем, что стали изготавливать махорку вообще из одного бадилья – получался абсолютно черный суррогат соответствующего «качества».
Разумеется, фабрикантов штрафовали, и довольно часто, но сумма любого штрафа блекла рядом с цифрами, которыми выражалась прибыль от продажи некачественного товара. Когда же общественное мнение начинало роптать, фабриканты разводили руками: мол, для вас же стараемся – в табаке да махорке никотин содержится, а в бадилье его почти нет. Так что скажите спасибо, что беспокоимся о вашем здоровье.
Споры окончились в 1905 году, когда правительство разрешило использовать суррогат, но с обязательной сопроводительной надписью на упаковке. Что-то знакомое, не правда ли? Сто лет спустя мы переживаем аналогичную эпопею с соками, лимонадами, молоком…
Как бы там ни было, но добавки бадилья в махорку резко снизили популярность этого продукта, и махорочным фабрикантам пришлось довольствоваться жалким подобием прежних баснословных барышей. Что поделать, жадность – путь к бедности.
Дважды после этого наблюдался всплеск интереса к махорке, продиктованный резким ухудшением экономического состояния страны – в годы Первой мировой и Великой отечественной войн. Сейчас махорка – чистая экзотика.
А собственно, почему? Разве вам не интересно попробовать, что курили и нюхали наши прадеды? Махорка выпускается. Существуют компании, поставляющие этот необыкновенный продукт во все уголки России. В отличие от того, что наполняет нынче наши сигареты, натуральная махорка не содержит никаких добавок, сохраняя первозданную чистоту. А качество и экология всегда были выше моды.
Во всяком случае, в последнее время снова зазвучали по радио старинные русские песни, прославляющие верную, надежную подругу – махорочку…